?

Log in

Next 10

Sep. 1st, 2008


neyasnii_shepot

Фантастические повести: Уолпол. Казот. Бекфорд

Серия "Литературные памятники"
Издание подготовили В.М.Жирмунский и Н.А.Сигал
Л., "Наука", 1967

Три повести: Гораций Уолпол. Замок Отранто (Перевод с английского В. Е. Шора)
                         Жак Казот. Влюбленный дьявол (Перевод с французского Н. А. Сигал)
                         Уильям Бекфорд. Ватек (Перевод с французского Бориса Зайцева)

neyasnii_shepot

Статья - У истоков европейского романтизма

B.M.Жирмунский и H.A.Сигал
Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести.
Серия "Литературные памятники". Издание подготовили В.М.Жирмунский и Н.А.Сигал. - Л., "Наука", 1967
Именно эту книгу я и осилила летом))

читать

Aug. 31st, 2008


neyasnii_shepot

Статья - Европейский готический роман

Романова Оксана Павловна

Всё, что гибелью грозит

(Европейский готический роман)

Все, все, что гибелью грозит,            
Для сердца смертного таит          
Неизъяснимы наслажденья,            
Бессмертья, может быть, залог...                  
                     А.С.Пушкин

..читать..Collapse )

neyasnii_shepot

Готический роман. Статья из учебника

   Предромантизм создал готический роман, который называют также "черным романом", или "романом ужасов". Авторами готических романов были Горэс Уолпол, Клара Рив, Анна Рэдклиф, Уильям Бекфорд, Мэтью Грегори Льюис. Для готического романа характерны средневековая тема, атмосфера ужасов и тайн, мелодраматический сюжет, фантастические мотивы, экзотический пейзаж. Героями готического романа становятся чудовищные злодеи и благородные рыцари. События в нем совершаются по воле роковых, сверхъестественных сил. Человек оказывается жертвой коварных интриг и преступных действий, повсюду его подстерегает смерть. Значительное место в готическом романе занимает изображение извращенных страстей (братоубийство, кровосмешение).
   Первым готическим романом в английской литературе был "Замок Отранто" (The Castle of Otranto, 1764) Горэса Уолпола (Horace Walpole, 1717-1797). Действие романа происходит в Италии, в замке Отранто, в котором живет принц Манфред. В прошлом предки Манфреда захватили замок, убив его законного владельца Альфонсо Доброго. Сюжет романа представляет собой возмездие сверхъестественных сил. Обитавший в замке призрак Альфонсо Доброго вырастает до огромных размеров; стены замка не выдерживают и разваливаются. Призрак отдает княжество и замок бедному жителю этих мест Теодору.
   В романе Анны Рэдклиф (Ann Radcliffe, 1764-1823) "Удольфские тайны" (The Mysteries of Udolpho, 1794) рассказывается о роковом стечении обстоятельств в жизни человека, о власти над ним загадочной судьбы. Напряженная интрига развертывается на экзотическом фоне Франции и Италии эпохи Возрождения. Роман строится на контрасте между ужасами замка Удольфо и идиллией жизни на лоне природы. Персонажи резко делятся на злодеев и добродетельных людей. В облике романтического злодея выступает мрачный кондотьер Монтони, воплощением чистоты и добра является Эмили Сент-Обер. Роман Анны Рэдклиф выделяется среди готических романов других авторов тем, что конфликт в нем разрешается торжеством добродетели.
   Уильям Бекфорд (William Beckford, 1760-1844) создал повесть "Ватек" (Vathek, 1786). Место действия этого произведения - арабский Восток. Демонические силы, зло, существующее в мире, сокрушают дерзновенный разум человека, извращают его чувства. Восточная экзотика, эпикурейство, гротескно-трагический колорит - все эти черты повести Бекфорда окажут воздействие на творчество писателей-романтиков.
   В романе Мэтью Грегори Льюиса (Matthew Gregory Lewis, 1775-1818) "Монах" (The Monk, 1795-1796) на первом плане - описание роковых страстей, связанных с противоестественными влечениями. Монах Амброзио впадает в грех и совершает преступление. Рок преследует его, и он гибнет, запутавшись в дьявольских кознях.
   Готический роман подготовил развитие романтического философского романа Уильяма Годвина - "Сент-Леон" (St. Leon, 1799), "Мандевиль" (Mandeville, 1817), Мэри Шелли (дочери Годвина и жены Шелли) - "Франкенштейн, или Современный Прометей" (Frankenstein, or the Modern Prometheus, 1818), Чарлза Мэтьюрина - "Мельмот-скиталец" (Melmoth the Wanderer, 1820). Для романтического романа характерен трагический конфликт одинокой личности с обществом.

source - История английской литературы. Г.В. Аникин, Н.П. Михальская

neyasnii_shepot

Готический роман - энциклопедия "Кругосвет"

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН, прозаический жанр, имевший большой успех в последней трети XVIII века.
  Готический роман отличают следующие черты:
1. Сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные, тоже раскрываемые в финале.
2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.
3. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами-соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.
4. В ранних готических романах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.
5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.
  Все эти черты были известны прозе и драматургии и прежде, но именно в готическом романе они вошли в настолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.
  В первом готическом романе, Замок Отранто (1764) Х.Уолпола, эти приемы были использованы в не очень связном сюжете, где героине все время грозила какая-нибудь опасность, но в последний момент на помощь неизменно приходили сверхъестественные силы.
  После удачного начала культ готического романа на несколько лет ушел в тень, пока в 1777 Клара Рив не издала роман Старый английский барон (Old English Baron; первоначальное заглавие Защитник добродетели – The Champion of Virtue). В этом повествовании заслуживает внимания попытка объяснить в финале нагромождение таинственных явлений естественными и правдоподобными причинами. Любимицей же поклонников готического романа поры его расцвета стала Анна Радклиф (1764–1822). Между 1789 и 1797 она написала пять готических романов, четвертый из них, Тайны Удольфо (1794), до сих пор остается самым совершенным воплощением жанра. Последний ее готический роман, Итальянец (1797), по мнению позднейших читателей, ближе всего к собственно роману. Вслед за Рив Анна Радклиф завершала повествование разумными объяснениями того, что по ходу действия казалось сверхъестественным. Монах М.Г.Льюиса (1796) был, судя по всему, вдохновлен Тайнами Удольфо, но картины порока и насилия в нем показались слишком яркими даже преданным поклонникам жанра. Он остается самым шокирующим и самым сильным образцом жанра.
  На рубеже 18–19 вв. вышли в свет десятки второсортных и бьющих на эффект готических историй, по большей части анонимных и изданных в виде дешевых брошюр. К этому времени образованный вкус уже не одобрял увлечения готическим жанром. В Нортенгерском аббатстве (1818) Джейн Остин высмеяла его влияние, особенно на умы юных читателей. Позднейшие похвалы В.Скотта некоторым готическим авторам, прежде всего Анне Радклиф, были, по-видимому, менее искренни, чем его же пренебрежительное упоминание о готическом жанре в Предисловии (1814) к своему Уэверли. Тем не менее готические романы продолжали появляться. В число самых заметных входят Франкенштейн (1818) Мэри Шелли и Мельмот Cкиталец (1820) Ч.Мэтьюрина. Падение дома Эшеров (1839) Э.А.По — непревзойденное, сравнительно короткое (что, возможно, само по себе является достоинством) произведение готического жанра. Ближе к нашему времени Остров доктора Моро (1896) Герберта Уэллса, Дракула (1897) Б.Стокера и рассказы А.Блэквуда, У.Деламара и Исака Динесена (псевдоним Карен Бликсен).
  Но готический жанр продолжался не столько в сочинениях, сколько в воздействии его элементов на прозу 19 и 20 вв. Так, готический материал успешно использован в ранних романах У.Годвина и Ч.Б.Брауна. Лучшие образцы попутных готических эффектов можно найти в Грозовом перевале (1847) Эмили Бронте, Маркгейме (1887) Р.Стивенсона и Повороте винта (1898) Г.Джеймса. Менее очевидные примеры — Джейн Эйр (1847) Шарлотты Бронте, Тайна доктора Гримшо (посмертно, 1882) Н.Готорна и Элси Веннер (1861) О.У.Холмса.

source

Next 10